16.10.17 Автор: Сосновский Д.Р.
Каждому знаком голод, жажда, желание встретиться с приятным нам человеком.
Но не каждому, а только зависимому знакомо желание выпить, своеобразный «голод на выпивку». Этот голод может быть не очень явным, не очень осознанным. Он может даже и вовсе не восприниматься как влечение к алкоголю.
Невнятное беспокойство, раздражительность, нет радости, и зависимый знает — если выпить немного, все станет хорошо. На самом деле это не то, чтобы были какие-то основания для беспокойства, или для подавленности, это проявляется влечение к спиртному. Оно «сосет» потихоньку, или проявляется резко — и преодолеть его усилием воли не получается.
Потому что есть еще один компонент алкоголизма: нарушения мышления. То есть, вроде человек вполне разумный, и умный, и образованный, и все вокруг понимает здраво. Но, как только дело касается выпивки, понимание прекращается. Человек думает о выпивке, и в мозгу как будто что-то переключается, и от здравого смысла не остается ничего. И зависимый легко, как будто нет многолетнего опыта, убеждает себя, что он выпьет немного — и все, и остановится.
Но остановиться практически невозможно. И невозможно из-за того, что в коктейле алкоголизма есть еще две таких составляющих.
Первая составляющая называется «влечение в опьянении». Когда зависимый выпил каплю — он попался. Включается механизм «пей еще», этот механизм почти не зависит от воли и ума, и человек пьет, пока либо не кончатся деньги, либо не начнется кома. Даже, если зависимый не напьется сразу, напьется потом, может быть, тем же вечером, или на другой день, или в течение недели — но напьется.
Вторая составляющая — похмельный синдром. На следующий день после пьянки настолько плохо, что необходимо лечение, и это лечение — спиртное. Из опохмеления рождается запой. После «лечения» дозой спиртного тут же возникает влечение в опьянении, и опохмелка превращается во вторую пьянку. На следующий день третью и так далее, пока не кончатся деньги, или изнасилованный организм не откажется принимать спиртное, или какие-то внешние обстоятельства не потребуют категорически прекращения пьянки.
Нередко зависимые от алкоголя человек говорит: я не похмеляюсь, иду на работу, а вечером, после работы, выпиваю. Увы, это вариант похмелья — отставленное похмелье. Да, человек может дожить до вечера, иметь не такое уж плохое самочувствие, но некоторая «плоховатость» самочувствия все равно требует алкоголя. Значит, похмельный синдром не такой тяжелый, чтобы напиться с утра, но он все равно есть. И это все равно признак заболевания.
На самом деле, в гремучей смеси алкоголизма присутствуют еще многие ингредиенты, но про них мы напишем в статье, посвященной психотерапии при алкоголизме.
Первое, абсолютное, необходимое условие выздоровления при алкоголизме — желание человека выздоравливать.