19.08.19 Автор: Сосновский Д.Р.
Всегда ли алкоголизм — только алкоголизм? Почему люди начинают пить?
Люди начинают выпивать по разным причинам: дань традиции, групповой мотив, нечего делать, все так делают...
Большинство людей переживают первые выпивки не очень-то благоприятно. Невкусно, в организме противно, рвет, шатает. Но бывает и не так.
Но представьте себе, что молодой человек чувствует себя в обычной жизни как-то нехорошо. Его постоянно преследует тревога, ему страшно оказаться в большой компании, ему тревожно заговорить с девушкой, настроение, подавленное... Ни почему, просто так, он чувствует почти постоянный дискомфорт.
И вот, однажды, не дне рождения у друга, он попробовал вина. Выпил... и ему стало спокойно. Хорошо. Просто так хорошо. Как редко бывает. Ему хочется шутить, он чувствует себя «в своей тарелке», он свой среди своих. Его ничто не тревожит, ему весело. Потом он протрезвел, и все стало, как всегда. Какое-то время спустя все повторилось: выпил — хорошо, протрезвел — плохо. Ага, понял организм: если выпить — состояние сразу улучшится. Человек ищет, где лучше. И этот человек уже знает: лучше быт подшофе. И все более целеустремленно к этому стремится.
А можно описать это так. У человека было тревожно расстройство. Он жил в этом состоянии, ему более или менее постоянно чувствовал себя дискомфортно, но это было настолько привычно для него, что он не понимал, что это что-то не то.
Выпил спиртного. А алкоголь — лекарство от всего, в том числе, отлично снимает тревогу и невротическую депрессию. Человек получил опыт моментального улучшения за небольшие затраты. И его тянет снова и снова получить облегчение.
В таком случае мы говорим о симптоматическом, или вторичном алкоголизме. Алкоголизм как осложнение тревожного расстройства.
Я говорю с пациентом, мужчина лет 35. Высшее образование, программист. Разведен. Выясняю, что смолоду он был избыточно тревожен, несколько раз в жизни случались панические атаки. Попробовал вино. Стало хорошо. Начал употреблять все чаще.
Но вот беда: если алкоголь используется как лекарство от невроза, зависимость развивается галопирующими темпами. Впервые употребил алкоголь в 22 года, в 25 лет уже развился похмельный синдром. В 30 лет — запои. Был женат, есть ребенок. В какой-то момент жена поставила улови: я — или она, водка. М очень хотел выбрать жену и ребенка, но не получилось. Он закодировался, держался трезвости, но...
Если в свою доалкогольную эпоху его организм как-то справлялся с невротическими расстройствами, то, пока он пил, произошло то, что обычно происходит: организм растерял способность компенсировать невротические нарушения. И, естественно, когда М протрезвел, невроз расцвел с новой силой. Тревога, панические атаки стали преследовать М. Раскодировался. Напился. Снова закодировался, другим методом. История повторилась: чувствовал себя плохо, тревожно, подавленно. Снова раскодировался, запил. Жена ушла. Запил еще хуже.
На работе ему сказали: или лечись, или выметайся. И вот он пришел. Он пришел, как это часто бывает, когда рушится все: семья, работа, здоровье. Он пришел, не веря, что что-то можно сделать, что как-то можно выбраться из этой ловушки: невроз приводит к алкоголю — алкоголь ухудшает течение невроза — невроз требует алкоголя — алкоголь приводит к зависимости — зависимость ухудшает течение невроза...
Да, это очень тяжелая ситуация. Она требует максимальных сил от пациента, требует интеллекта.
Мы вместе с ним рассмотрели этот круг, и пришли к решению (впрочем, очевидному, если разобраться, в чем причина его неудач в выздоровлении): чтобы выздороветь от алкоголизма, необходимо выздороветь и от невроза. Это было трудно и долго. Назначили лекарства, приводил психотерапию, для того, чтобы обеспечить трезвость, сделали подшивку.
М справился. Уже несколько лет он в состоянии ремиссии. Перешел в крутое программистское предприятие. Но вот семь восстановить не получилось: бывшая его жена уже замужем. Но недавно М встретил женщину, полюбил ее, собираются жениться. К нам зашел, чтобы получить психологическую поддержку в трезвости в условиях перемен в жизни.
Вторичный алкоголизм — не приговор, несмотря на все сложности, связанные с его лечением. Будьте здоровы.